Главная » Статьи » Статьи Еникеева Г.Р » Статьи Еникеева Г.Р

ПО ПРОЗВИЩУ "ЗВОН ЖЕЛЕЗА" - вторая часть (окончание)

                      ПО ПРОЗВИЩУ "ЗВОН ЖЕЛЕЗА"...

 

     И доныне в народных преданиях татар сохранилась память о Чынгыз хане и утверждается в татарских народных эпосах – «мы происходим от Чынгыз хана». Эти сведения, например, содержатся в древнем татарском дастане «Караца», по-другому -   «Карачу», в дастане «Идегэй» и др., которые были под строжайшим запретом в советский период.  

   Средневековый татарский народ (народ Чынгыз хана) был сложившимся, имевшим к тому времени (избрания его царем) все признаки устойчивого народа (этноса):

   Во-первых,  это язык, близкий к современному татарскому языку (во многом общий с языком уйгуров-караханидов, отличавшийся в незначительной степени диалектами по разным отдаленным друг от друга районам).

Этот язык и стал «основой для формирования литературного старотатарского языка Улуса Джучи», как заметил академик М.А. Усманов еще в семидесятые годы XX в.

Данный вывод был сделан ученым на основе изучения татарских исторических источников XIV-XVII вв., да и более раннего периода. Понятно, что язык, существовавший ранее, «становится основой» для того же самого языка по прошествии нескольких веков – например, также как и родной язык Шекспира «стал основой» для современного английского языка.

   И, во-вторых, религия - исповедовал татарский народ в то время две религии, основой которых был строгий принцип поклонения Единому Богу.  

Одна религия средневековых татар была  направлением Христианства  - несторианством. И вторая религия, исповедуемая татарами – был Ислам, довольно отличный и свободный во многом от догматических толкований-наслоений от Восточных теологов-мракобесов позднего Халифата (XII-XIII вв. и позднее). Данное направление Ислама было сродни последующему толкованию принципов этой религии татарскими реформаторами средневековья и более позднего периода (например, Г. Курсави и Ш. Марджани). И исповедание принципов Корана средневековыми татарами было основано именно на самостоятельном изучении и соблюдении значительной частью уйгуров и татар Восточного Туркестана и Кимакского государства положений Корана, переведенного ими на тюркский «уйгуро-караханидский» (старотатарский) язык еще в IX-X веках в Восточном Туркестане – «стране уйгуров и татар», как свидетельствуют древние письменные источники.

   Противники идей Чынгыз хана, изложенных в Йазу, соответственно татар и их соратников на мировой арене –  представители Восточной («мусульмане» и китайцы) и позже Западноевропейской центров мировой цивилизации много сделали для того, чтобы татарский народ был в последующем искусственно раздроблен и забыл свою историю. Эта работа проводилась с целью  дальнейшего ослабления и разрушения в ходе мировой конкурентной борьбы между цивилизациями Державы Монгол – центра Евразийской цивилизации, связующей основой которой был тогда именно средневековый татарский этнос (народ).   Это достигалось «идеологической агрессией» (выражение Л.Н. Гумилева), которое было начато китайцами и персами и продолжено в XIV-XV вв. арабами, а также, чуть позже, и западноевропейцами.

   И с конца XVII в., по инициативе и активнейшем участии историков-западноевропейцев, приглашенных из Западной Европы романовским правительством, было продолжено внедрение непосредственно в историографию России этого разделения и стирания в историографии (и удаления с исторической и политической арены Евразии) татарского этноса и противопоставление его великороссам и другим народам Евразии.   

   Необходимо отметить, что идеологическая агрессия западноевропейцев против народов России-Евразии, проводниками которой послужило романовское государство в форме абсолютной монархии, пришедшее к власти в результате Смуты, созданной искусственно в результате влияния с Запада, была направлена в первую очередь  и  против русских. То есть, против великорусского этноса, исторических соратников татар вначале по созданию Монгольской Державы, а затем по восстановлению евразийской Державы в лице Московии-России, и в число которого влилась значительная часть татар-христиан, не забывавших тогда в то же время свой язык и соответственно, Веру. А подавляющее большинство татар-мусульман, оставаясь самостоятельным народом, также были одним из государствообразующих этносов в Московии-России, в государственной и общественной жизни которой нормой было именно двуязычие – одновременное использование русского и татарского языков, и принципиальными нормами были религиозная и этническая терпимость, унаследованные от идеологии Монголо-татарской Державы.

Но в последующей романовской историографии дело было представлено так, что якобы благодаря «завоеванию русским христианским государством полудиких татар и прочих тюрок», исключительно «при технической и организационной помощи западноевропейских государств отсталым русским», и было, якобы, создано Московское государство – Россия.

   Цель западноевропейцев была, как было замечено, прежде всего в том, чтобы разделить и противопоставить великороссов и татар  - как создание  необходимого  условия для успешного «покорения» и тех, и других, и для этого к месту оказались «антитатарские» идеологические наработки авторов «мусульманского» и китайского центров мировых цивилизаций.

   В результате влияния распространяемой противниками евразийской Монголо-татарской Державы теории об «антигуманной сути» идей и дел Чынгыз хана и "отрицательной роли"  татар в мировой истории, и в ходе возникших вследствие этого противоречий и «Великой Замятни» (междоусобиц), средневековый татарский народ был разделен на множество этнополитических групп, вошедших в состав разных, в основном тюркских народов.

   В основном начало разделению и «стиранию» с исторической арены татарского народа было положено в конце XIII – начале XIV вв. знаменитым персом Рашид ад-Дином в «Сборнике летописей», составленной им совместно с китайцами из разных источников и привнесением в его содержание собственной «схемы». И примерно одновременно данная «схема» была продублирована китайцами в «Истории династии Юань» и вспомогательном к нему «памятнике древнего халха-монгольского народного творчества» - т.н. «Сокровенной истории Монголов», «оглашенных впервые в конце XIV в.», и никак не ранее - по обоснованному мнению русского академика – историка В.В. Бартольда (1869-1930).

Средневековые арабы также немало сделали в данном направлении. Но действовали они отдельно от персов и китайцев, их противников в то время - их усилия в основном были направлены на политическое разделение татар в основном по конфессиональному и территориальному признакам. Западноевропейцы также, примерно  до конца XVII в., идеологическую борьбу с татарами не вели столь изощренно, ограничиваясь лишь эпизодическими пропагандистскими акциями - простой клеветой и агитацией об отрицательных качествах татарского правления и т.п. (и вообще всего евразийского – кроме Западной Европы, естественно). И благодаря этому своеобразному «разнобою» в «антимонгольской» и «антитатарской» агитации против наших Предков, проводимой на протяжении веков историографами, выражавшими интересы различных политических сил в Евразии, зачастую противоположных друг другу, мы ныне и имеем возможность работать по установлению объективной и полной  истории как татарского народа, так и истории  России и всей Евразии.

   Роль Запада в дроблении и дальнейшей работе по вытеснению татарского народа с политической арены Евразии стала главнейшей с началом удачной колонизации западноевропейцами России – с приходом к власти династии Романовых в XVII  в. и постепенным установлением «романо-германского ига» над Россией - по меткому выражению великого русского историка и философа князя Н.С. Трубецкого. 

   И дело европоцентристов было продолжено большевиками, естественно – это было для них одним из действенных средств для желанного им превращения всех народов Евразии-России в унифицированное население-контингент «соцлагеря». Большевики, наряду с другими достижениями российского народа, ликвидировали также все результаты по Возрождению татарской нации, достигнутые в ходе работы многих лидеров и элиты нации в XVIII-XIX вв.

   В результате татарским народом, что взаимосвязано с общим искажением истории России европоцентристами – вольными и невольными - была почти утрачена подлинная история, претерпело изменение в значительной мере самосознание определенной части народа. И было многими забыто о роли, которое сыграли в истории их Предки, и в значительной части и сама подлинная история этого народа.

  Татары, родной народ  Чынгыз хана,   были разделены на множество "частей" - "народов" и субэтносов. Эти "народы"  и  субэтносы  "приписывались"  к другим этносам (народам),  либо существовавшим ранее, либо появившимся позже.

В отличие, например, от средневековых арабов  - арабы как этнос даже младше    татар (есть и об этом сведения, сохранились-таки),  - но остаются арабы до сих пор единым, в принципе, народом, так как в отношении них не предпринималось подобной массированной, долговременной и удачной «антиэтнической» идеологической агрессии.

   То, что татары в XII-XIII вв. и позже, до своего искусственного разделения, были «большим тюркским племенем [народом], царем которых был Чынгыз хан» (по сведениям араба Ибн-аль-Асира), хорошо видно хотя бы потому, что язык татар практически одинаковый с языком башкир, уйгур, и очень близок к языкам некоторых «тюркоязычных народов СССР». И главное - является среди них ключевым языком - то есть в татарском больше, чем в остальных языках «тюркского мира», лексических единиц, понятных другим «тюркам». Это свидетельство того, что именно средневековый татарский язык был долгое время в Евразии языком межнационального общения и государственным языком в Державе Монгол наряду с русским – и последнему тоже есть примеры в истории, не афишируемые официальными историками.

   Основой современного татарского языка и близких к нему некоторых других языков (практически одинаковых с ним) и стал средневековый татарский язык  - по выражению Ахметзаки Валиди Тугана: «известный говор Кыпчака, называемый татарским». Это и был официальный язык Монголо-татарской Державы (т.н. «монгольский язык и монгольское письмо» в одних,  и  «татарский язык и татарское письмо» - в других средневековых источниках).

   Некоторые современные тюркские языки, по сути, сложились из диалектов средневекового татарского языка, которые позже были  объявлены «самостоятельными языками», «сложившимися на основе «кыпчакского» или «тюркского» языков». Последние два языка никогда в природе не существовали, так же как и не существовало  и народов (этносов) таких – «тюрки» и «кыпчаки», понятия эти являлись во все времена и ныне являются лишь терминами-обобщениями, под которыми подразумевались и подразумеваются различные племена и народы, связанные со сходством языка. И среди которых «теряется» древний татарский этнос, благодаря усилиям теоретиков, старающихся доказать «отсутствие татарского этноса» в IX-XIV вв. (некоторые «продлевают» этот период и до XIX-XX вв.).

   В результате самых различных процессов, вызванных упомянутой идеологической агрессией двух Восточных и Западноевропейского центров мировых цивилизаций, конкурирующих на протяжении всей истории человечества с народами Евразии, лишь небольшая часть татар, «верных потомкам Чынгыз хана», продолжали называть себя татарами (Л.Н. Гумилев). Невзирая на возникающие «неудобства» и даже переносимые в связи с их этническим названием лишения, они не отказались от имени Предков - Татар.  Также они сохранили основные принципы идей Великого Йазу в своем национальном характере в течение веков – следует отметить, также сохранили эти принципы и многие этногруппы (части) средневекового татарского народа, "отбившиеся"  от него и вошедшие в состав различных народов Евразии.

   А вокруг групп татарского этноса, которые продолжали называть себя татарами, и сохранялось собственно «большое тюркское племя [народ]», царем которых был избран ими в 1187 г. Чынгыз хан. То есть было в конце XII в. создано государство Монгол (Мәңгел - "Вечное")  и избран его лидер этим же народом, название которого было «не иное, как Татар», из собственной среды.

   И в дальнейшем, со второй половины XVIII в.,  вокруг этих же групп татарского народа – «поволжских», «крымских», «сибирских» татар и происходило возрождение народа после ослабления «романо-германского ига» над Россией.

   И стоить заметить, что «идеологическая агрессия» восточных цивилизаций и западноевропейцев, какой бы массированной и изощренной она не была, не завершилась окончательным успехом в Евразии-России. Относительно татар, например - уже в XVIII в. началось возрождение татарского народа, сохранившего самосознание, язык, культуру и «верность потомкам Чынгыз хана» и память о нем, а также в характере своем сохранившего святые принципы Великого Йазу.  

 

   Более того, не увенчалось успехом и политика противопоставления татар великороссам и другим народам Евразии-России – природная «комплиментарность» (взаимная симпатия – Л.Н. Гумилев) народов, населяющих свое «месторазвитие» - просторы субконтинента Евразии, оказалась все-таки сильнее самой изощренной идеологической агрессии. Татары, как было уже отмечено, все-таки прекрасно уживались и сосуществуют и ныне как с  русским, так и с другими народами Евразии-России. Татарским происхождением гордились и гордятся многие и многие русские княжеские роды, а также роды  других народов, среди которых оказались в силу самых различных исторических условий представители народа Чынгыз хана и многие его непосредственные потомки. И ныне их потомки – среди наилучших представителей этих народов, и сохраняют в себе черты, унаследованные от создателей Великого Йазу и их соратников.    

 

                  Литература:

 

1). Арсланова А.А. Остались книги от времен былых… (Персидские исторические сочинения монгольского периода по истории народов Поволжья) - Казань: Татар. кн. изд-во, 2002.

2). Байкара Тунджер. Заки Валиди Тоган / Составление, перевод на русский язык, дополнения, указатель Р.М. Булгакова, А.М. Юлдашбаева. – Уфа: Китап, 1998.

3). Бартольд В.В. Сочинения - Т.V. – М.: «Наука», 1968.

4). Валиди Туган А. История башкир. История тюрков и татар. Научное издание. На башкирском языке. – Уфа: Изд. «Китап». 1994.

5). Васильев В.П. История и древности восточной части Средней Азии, от X  до XIII века, с приложением перевода китайских известий о Киданях, Джуржитах и Монголо–Татарах.// Записки Императорского Археологического общества. Том XIII. Санкт-Петербург,1859.

6). Вернадский Г.В.  О составе Великой Ясы Чингисхана. Брюссель, 1939.

7). Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. СПб. – «Абрис», 1994 г.

8). Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

9). Гумилев Л.Н. Черная легенда. Сборник. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2003.

10).  Еникеев С.Х. Очерк истории татарского дворянства. Уфа: Академия наук Республики Башкортостан. Издательство «Гилем», 1999.

11).    Идегэй. Татарский народный эпос. На татарском языке. – Казань.: Татарское книжное издательство, 1988.

12).  Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

13).  Петров А.М. Великий шелковый путь: О самом простом, но мало известном. – М.: изд. Фирма «Вост. Лит.» РАН, 1995.

14).  Поло Марко. Книга о разнообразии мира. Перевод И.М.Минаева, М.:1955.

15).  Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов.      Перевод А. И.Малеина. М. 1957.

16).  Путешествие в восточные страны Вильгельма де Рубрук в лето Благости 1253. Перевод А.И. Малеина. Путешествия в восточные страны. М. 1997.     

17).  Татарский эпос. Дастаны. На татарском языке. – Казань.: Издательство «Раннур». 2004.

18).  Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды: Извлечения из сочинений арабских. Т.1. – СПб.: Типография  Императорской Академии наук, 1884.

19).  Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI вв. – Казань: изд-во КГУ, 1979.

20).  Чулууны Далай. Монголия в XIII-XIV веках. М.: «Наука», 1983.

                

                   9 декабря 2006 года.

                   Еникеев Гали Рашитович (Гали Рашит улы Еникей).
 
 

                        

Категория: Статьи Еникеева Г.Р | Добавил: Kamil (02.09.2009)
Просмотров: 8664